Правила маркировки грузов при перевозке

Маркировка — это система цифр, букв, обозначений, которая содержит информацию о техниках и методах обращения с грузом, данные о получателе и другую нужную при перевозке информацию. Маркировка грузов включает в себя наименование производителя, НТД, товарный знак и номер тары. Расскажем, зачем нужны эти обозначения при перевозке, а также о том, что бывает, если их нанести неправильно.

Для чего необходима транспортная маркировка

Все необходимые для перевозчика, отправителя и получателя данные располагаются на упаковке или на самом грузе. Сюда входят сведения о компании-производителе (отправителе), адрес компании-производителя и получателя, объем или масса груза, а также правила хранения и обращения. Например, хрупкий товар следует перевозить с особой осторожностью, в то время как строительные материалы в виде кирпича такого подхода к перевозке не требуют. Соответственно, маркировочные обозначения у них будут разными.

Правила маркирования регламентируются ГОСТом 14192-96 “Маркировка грузов”. Это документ, в котором содержатся нормативные ссылки, основные значения и термины, правила, виды маркировочных знаков с их пояснением и изображением, информация о порядке расположения маркировочной информации и т.д. Информация о размере маркировочных ярлыков и их виде также содержится в документе.

Маркировочные знаки должны наноситься в соответствии с требованиями ГОСТ 14192-96. В противном случае водители и транспортные компании заплатят штраф в случае выявления нарушений.

Что включает в себя транспортная маркировка

В России действуют 4 основных видов маркировок:

  • информационные,
  • основные,
  • дополнительные,
  • манипуляционные знаки.

Каждая из этих категорий содержит свою информацию. Например, основные надписи включают в себя: имя получателя или название компании, адрес получателя, информацию об отправлении (номер партии и т.д.).

Дополнительные подписи включают в себя: имя отправителя (полное или условное), адрес отправителя, информацию о транспортной компании, занимающейся перевозками.

Информационные надписи включают в себя габариты груза, длину, ширину и высоту тары, количество используемых тар для перевозки данной партии товаров и т.д.

Манипуляционные — это знаки, описывающие условия перевозки товаров. Например, для того же стекла будет действовать знак “Хрупкое”, для техники может быть знак “Беречь от влаги”, для медицинских грузов действует знак “Герметичная упаковка”. Таких основных знаков, использующихся при перевозках, всего 23.

Особенности маркировки грузов при экспорте и импорте

При экспорте или импорте все вышеуказанные обозначения обязательны. Однако помимо основной маркировочной информации на таре или на товарах должны быть и другие данные:

  • номер международного контракта и заказа;
  • маркировка и товарный знак отправителя;
  • описание маршрута и указание адресата;
  • точный объем груза (в случае, если его объем превышает 1м³).

Обозначения наносятся с учетом формы товаров: они могут быть нанесены на гранях ящиков, на боковых сторонах, либо на крышках. Они должны быть хорошо видны и соответствовать российским и международным стандартам.

Правила нанесения маркировки

Нанесение транспортной маркировки грузов требует соблюдения особых правил. Например, при организации международной перевозки обозначения пишутся на языке получателя. Если получатель – английская компания, то обозначения будут на английском языке. В случаях с импортом буквенные значения дублируются на русском языке. В частности, речь идет об информации о получателе и адресе прибытия.

Важно, что разные элементы размещаются на разных частях тары:

  • основные обозначения должны располагаться по центру упаковки;
  • дополнительные обозначения располагаются с правой боковой стороны (сведения о транспортной компании – сверху, об отправителе – снизу);
  • манипуляционные знаки наносятся в разных свободных частях упаковки, либо в левом верхнем углу (информация о хранении и запрещенные знаки).

Ящики маркируются с боковых сторон, бочки маркируются на дне, мешки — у верхнего шва. Если упаковка не имеет стандартной формы, то маркировочные обозначения размещается на самом видном месте.

Как читается маркировка?

Чтобы прочитать маркировочные знаки правильно, нужно не только знать смысл тех или иных знаков, но и учитывать их расположение на упаковке. Путаница часто происходит в обозначениях адреса отправителя и получателя. Сведения о стране-изготовителе (отправителе) находятся в правом нижнем углу тары, прямо над ним находится информация о пункте отправления и наименование грузоотправителя. Наименование грузополучателя находится посередине тары, под ним наименование пункта перегрузки. Манипуляционные знаки располагаются в левом верхнем углу. Под ними — предупредительные знаки. Надписи транспортных организаций — в правом верхнем углу.

Если речь идет о маркировании опасных грузов, то она проводится с учетом соглашения ДОПОГ. Специальные правила действуют для партий товаров, которые перевозятся навалом или насыпью, а также для тех, которые перевозятся специальным транспортным средством.

Неправильная маркировка

Важно маркировать товар, не допуская ошибок. Особенно, если речь идет о международных перевозках. В случае неправильного нанесения обозначений, могут быть следующие последствия:

  • задержка доставки по причине неправильного оформления этикетки или отсутствии полной информации (перемаркировка будет проводиться в отношении всей партии товаров);
  • штраф в результате административного правонарушения;
  • уголовная ответственность в случае, если из-за неправильного маркирования было недополучено свыше 2 млн. рублей таможенных платежей.

Если товар отправляется с привлечением подрядчика, то у него нужно запросить четкую инструкцию и образец этикетки в отношении вашего груза.

Наша компания берет на себя все обязанности по маркированию, подготовке, документальном оформлении и отправке груза. Полностью соблюдаем условия действующего законодательства и следим за его обновлениями.